Выберите город из списка

Обязательная маркировка: итоги года и изменения в 2022

В России и других странах ЕАЭС с 2019 года постепенно развертывается система маркировки товаров с отслеживанием всех стадий оборота через систему «Честный знак». Рассмотрим все изменения маркировки товаров за последний год, а также разберем, чего ожидать в 2022 году.

Маркировка молочной продукции в 2021

Маркировка молочной продукции стала обязательной в 2021 году. Она распространяется на сыры, мороженое, молоко, сливки, масло, творог и другие молочные товары. Полные правила можете найти в Постановлении Правительства РФ от 15.12.2020 № 2099.

Данные в систему должны вносить производители, импортеры, продавцы (как оптовые, так и розничные), а также компании и предприниматели, которые приобретают молочную продукцию не для реализации в чистом виде – т.е. различные организации питания, использующие молоко для приготовления блюд.

Не должны участвовать в системе маркировки компании и ИП, оказывающие участникам оборота следующие услуги:

  • в рамках агентских договоров и (или) договоров комиссии;
  • почтовые услуги по доставке, включая принятие наложенного платежа;
  • логистические и курьерские услуги, в том числе с оплатой в момент получения;
  • предпродажная подготовка;
  • сборка и упаковка.

Даты ввода маркировки (для производителей и импортеров):

  • сыры и мороженое - с 01.06.2021 (с 01.06.2021 мороженое и десерты без содержания молочных жиров и (или) молочного белка не маркируются);
  • молочная продукция со сроком хранения более 40 суток - с 01.09.2021;
  • молочная продукция со сроком хранения до 40 суток (включительно) - с 01.12.2021.

Если на момент введения маркировки на складах оставалась продукция, произведенная заранее, ее разрешили продавать без маркировки, т.е. маркировать нужно только товары, произведенные и упакованные после этих дат.

Для импорта послабления ввод маркировки сделали еще более плавным – в течение одного месяца после дат начала маркировки таможенники должны впускать немаркированный импорт, если он был куплен до этих дат. То есть, еще до 31 декабря можно ввозить в страну молочку со сроком годности до 40 суток без маркировки, если договор на закупку был заключен до 1 декабря.

Компании, которые снабжают молочной продукцией торговые автоматы, должны передавать данные о выводе из оборота сразу при отгрузке со склада, не отслеживая фактическую реализацию.

Большинство участников оборота должны регистрироваться в системе мониторинга в течение календарной недели с момента совершения первых действий с товаром. Однако, есть послабления для компаний и ИП из отдаленных, труднодоступных и отдаленных от сетей связи местностей – для них этот срок составляет 30 календарных дней. Это же касается и вноса в систему данных о вводе, выводе и других операциях с молочкой в рамках оборота.

Маркировка молочной продукции в 2022

Изначально срок начала передачи в систему мониторинга информации о розничной продаже молочной продукции был назначен на 1 декабря 2021 года, но его перенесли.

Сейчас даты ввода «Честного знака» для ритейлеров таковы:

  • для молочной продукции со сроком годности до 40 суток – 20.01.2022;
  • для молочной продукции со сроком годности более 40 суток – 01.06.2022.

Кроме того, наряду с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами любую молочную продукцию до 01.12.2022 могут не маркировать и сельскохозяйственные производственные кооперативы.

Маркировка обуви в 2021

Обувь стала одной из первых категорий товаров, попавших под обязательную маркировку. В итоге ее полностью ввели еще в 2020 году, а в 2021 мы видели лишь небольшое корректировочное постановление от 01.09.2021 № 1459.

Согласно этому постановлению, с 1 сентября 2021 года от маркировки освобождена обувь, не предназначенная для продажи: витринные, рекламные и технологические образцы.

Маркировка обуви в 2022

Часть положений уже упомянутого нами постановления вступят в силу только в следующем году.

С 01.03.2022 вводом в оборот обувных товаров будет считаться исключительно направление в систему мониторинга уведомления о вводе в оборот. То есть, маркировать товары нужно будет до ввода в оборот, а не после.

В тот же день, 1 марта 2022 года, изменятся правила импорта обуви. Если товар ввозится из одной из стран ЕАЭС, в уведомлении о вводе в оборот нужно будет дополнительно указать:

  • наименование производителя обувных товаров;
  • ИНН производителя обувных товаров (или его аналог в государстве - члене ЕАЭС).

Если товар, ввезенный из стран ЕАЭС, были импортированы туда из какой-то другой страны, не входящей в союз, также нужно будет указывать:

  • наименование импортера, который ввез обувные товары на территорию ЕАЭС, его ИНН (или его аналог в государстве - члене ЕАЭС);
  • наименование юридического лица (ИП), реализовавшего (продавшего) обувные товары в рамках трансграничной торговли участнику оборота товаров, его ИНН (или его аналог в государстве - члене ЕАЭС);
  • дату регистрации таможенной декларации на товары;
  • регистрационный номер таможенной декларации на товары.

Маркировка шин

С 15.10.2021 от маркировки освободили «Шины резиновые сплошные или полупневматические» (код ОКПД2 22.11.15.120), а также любые шины, предназначенные для «инвалидных» колясок.

Маркировка одежды

Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2021 № 2402-р от обязательной маркировки освободили одежду и белье, изготовленные ремесленниками.

Есть и более конкретный перечень таких товаров:

  • предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи (код по ОКПД2 - 14.11.10, по ТН ВЭД - 4203 10 000);
  • блузки, блузы и блузоны трикотажного машинного или ручного вязания, женские или для девочек (код по ОКПД2 - 14.14.13, по ТН ВЭД - 6106);
  • пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия (код по ОКПД2 - 14.13.21, 14.13.31, по ТН ВЭД - 6201, 6202);
  • белье постельное, столовое, туалетное и кухонное (код по ОКПД2 - 13.92.12, 13.92.13, 13.92.14, по ТН ВЭД - 6302).

Маркировка велосипедов

Распоряжение, освободившее ремесленников от использования системы маркировки, также отсрочила обязательную маркировку велосипедов и велосипедных рам. Теперь она назначена на 1 марта 2022 года.

Маркировка воды без сахара

1 марта 2022 года начнется обязательная маркировка упакованный воды без сахара, подсластителей, ароматизаторов и других пищевых добавок, в том числе газированной (ОКПД 2 11.07.11.150, ТН ВЭД 2201).

Информация об этом есть в Распоряжениях Правительства от 31.08.2021 № 2402-р и от 28.04.2018 № 792-р.

Маркировка антисептиков

В 2022 году пройдет эксперимент по маркировке антисептиков для рук.

Он касается двух категорий товаров:

  • ОКПД2 20.20.14.000, ТН ВЭД ЕАЭС 3808 94 900 0 – кожные антисептики-дезинфицирующие средства;
  • ОКПД2 20.42.15, ТН ВЭД ЕАЭС 3304 99 000 0 - в парфюмерно-косметическая продукция, предназначенная для гигиены рук, с заявленным в маркировке потребительской тары антимикробным действием.

Даты эксперимента: с 1 по 31 августа 2022 года. Эксперимент абсолютно добровольный, заявки на участие подаются через «Честный знак».

Маркировка пива и слабоалкогольных напитков

Сейчас маркировка пива пребывает в статусе эксперимента. Он начался 01.04.2021, а закончится 31.08.2022 (Постановление Правительства РФ от 17.02.2021).

Несколько дней назад Минпромторг выложил проект правил обязательной маркировки пива и некоторых видов слабоалкогольных видов. Согласно этому документу, маркировка будет вводиться в несколько этапов.

Импортеры и производители должны начать наносить на товары специальную маркировку и вносить сведения об этом в специальную электронную систему к следующим датам:

  • 1 сентября 2022 года – для пива и слабоалкогольных напитков в специализированной упаковке;
  • 1 декабря 2022 года – для пива и слабоалкогольных напитков в других видах упаковки.

Сведения о розничных продажах и выводе продукции из оборота другими способами (например, списанием) нужно передавать в систему маркировки, начиная с:

  • 1 сентября 2022 года – для пива и слабоалкогольных напитков в специализированной упаковке;
  • 1 июня 2023 года – для пива и слабоалкогольных напитков в других видах упаковки.

Также проект устанавливает сроки, до которых еще можно проводить операции с напитками без маркировки.

Отгружать и импортировать можно:

  • до 1 сентября 2022 года – пиво и слабоалкогольные напитки в специализированной упаковке без маркировки;
  • до 1 декабря 2022 года – пиво и слабоалкогольные напитки в других видах упаковки без маркировки.

Вывод из оборота (продажа, списание и т.д.) разрешен:

  • до 1 сентября 2023 года – для пива и слабоалкогольных напитков в специализированной упаковке без маркировки;
  • до 1 декабря 2023 года – для пива и слабоалкогольных напитков в других видах упаковки без маркировки.

Маркировка БАД

На 2022 год запланирована также обязательная маркировка биологически активных добавок к пище. Сроков ее ввода пока нет, но с 1 мая 2021 по 31 августа 2022 она проходит стадию эксперимента.

Оставьте заявку, и мы проверим вашу готовность к работе с маркированными товарами

Штрафы за несоблюдение маркировки

С 1 декабря в силу вступили поправки КоАП и УК РФ, вводящие новые штрафы, связанные с маркировкой (законы от 11.06.2021 № 204-ФЗ и от 01.07.2021 № 293-ФЗ).

Это штраф за непредставление (неполное, недостоверное представление) сведений о маркируемых товарах в ИС МП «Честный знак» (статья 15.12.1 КоАП РФ):

  • для юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей;
  • для должностных лиц – от 1 000 до 10 000 рублей.

Также остаются в силе старые штрафы:

1. за производство товаров без маркировки (или с нарушением порядка маркировки)

a. для юр.лиц – от 50 000 до 100 000 рублей;

b. для должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей.

2. за продажу товаров без маркировки, а также их хранение, перевозку или приобретение в целях сбыта

a. для юр.лиц – от 50 000 до 300 000 рублей;

b. для должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей.


Всегда можете приобрести у нас:

создание сайтов российская веб студия