Маркировка детской питьевой воды с 2023 года
В
настоящее время маркировке подлежит минеральная и вся остальная бутилированная
вода. Данный процесс не касается детской питьевой воды, но в скором времени
очередь дойдет и до нее.
Какая бывает детская питьевая вода
Детская питьевая
вода может быть только природной, добываемой из скважин и поверхностных
источников (родники, глубокие озера). Вода делится на две категории:
• для
детей до 3-х лет — для разведения детских смесей и каш. Она «мягче», чем вода
для взрослых, а требования по ней регламентированы в СанПиН № 2.1.4.1116-02.
Содержание минералов, макро- и микроэлементов — не больше максимальных
значений, которые указаны в документе;
• для
детей от 3-х лет — помимо разведения детских смесей и каш, также подходит и для
питья. Для нее тоже установлены минимальные и максимальные значения по
содержанию микроэлементов.
Особенности
подготовки детской питьевой воды:
• чтобы
очистить и подготовить воду, можно использовать только методы, не изменяющие ее
основной солевой состав, к примеру, применяют фильтрацию;
• детская
вода не хлорируется и не йодируется, так как в нее нельзя ничего
добавлять;
• воду
нужно регистрировать в установленном порядке;
• чтобы
выпускать воду, требуется оформить заключение о пригодности для употребления
детьми разного возраста (документ выдает лаборатория или иные органы, которые
аккредитованы ФСА).
Сроки ввода маркировки питьевой воды для детей
В марте 2022
года Минпромторгом был разработан проект документа, на основании которого
предлагалось скорректировать Постановление Правительства от 31.05.2021 г. №
841. Планировалось, что маркировка детской воды начнет действовать с 01.09.2022
г. Однако проект не был одобрен.
В августе 2022
года появилась информация о маркировке питьевой детской воды с 01.03.2023 г.
Однако никакого подтверждающего законодательного документа так и нет.
Поскольку
времени до указанной даты осталось мало, а документа по маркировке все еще нет,
процесс ее ввода по детской питьевой воде будет отложен. Но ее внедрение все
равно состоится, исходя из этого, нужно подготовиться к ней заранее.
Правила маркировки
Маркировка
питьевой детской воды коснется производителей, импортеров, дистрибьюторов,
оптовиков, розничных продавцов, аптек и общепита. Им нужно будет пройти регистрацию в системе «Честном ЗНАК». Для
маркировки будут использоваться штрихкоды Data Matrix, размещаемые на каждой
бутылке. Первоначально штрихкоды будут наносить производители и импортеры, и
именно они будут сообщать в «Честный ЗНАК» информацию о вводе товаров в оборот.
О перемещении
товаров от одного собственника к другому также нужно будет сообщать в систему —
через ЭДО. При отгрузке партии бутылок потребуется создавать УПД, в котором
будет указываться общий код для всей партии иди коды по каждой бутылке..
При получении
контрагентом (оптовым или розничным продавцом, аптекой, общепитом) партии
товаров он должен будет заверить УПД своей электронной подписью. Сведения о
смене владельца и передаче ему прав собственности будут передаваться в «Честный
ЗНАК» также через ЭДО..
Розничным
продавцам нужно будет отчитываться о выбытии товаров при реализации через
онлайн-кассу. Сведения также будут передаваться в систему через ЭДО. Выводить
товары можно будет не только при продаже, но также при утилизации, списании,
утере, краже, использовании для своих нужд и т.п. По каждому такому выбытию
товаров потребуется передавать информацию в «Честный ЗНАК» через личный
кабинет..
Подготовка к маркировке детской питьевой воды
Для работы в
«Честный ЗНАК» нужна УКЭП, оформленная на директора компании или ИП. Ее можно
бесплатно оформить в удостоверяющем центре ФНС или у его доверенных партнеров.
Для
использования УКЭП необходимо:
• купить
физический носитель (USB-токен) для хранения электронной подписи;
• установить
на ПК средство криптозащиты (к примеру, КриптоПРО CSP) и плагин для работы с
УКЭП на веб-страницах;
• установить
на ПК драйвер для USB-токена.
УКЭП нужна не
только для регистрации в «Честный ЗНАК», но и для непосредственной работы в нем
— для подписания документов, передачи сведений о выводе товаров из оборота по
причинам, не связанным с реализацией, заказа кодов маркировки и пр.
Подключение к ЭДО
На первом этапе
ввода маркировки не обязательно подключаться к ЭДО. Но все же рекомендуется
сразу организовать электронный документооборот, чтобы протестировать и
настроить его для дальнейшей работы.
ЭДО нужен для
всех участников оборота, в т.ч. чтобы получать УПД от поставщиков. Многие
операторы ЭДО предлагают тарифы с бесплатными входящими документами.
На сайте
«Честный ЗНАК» есть перечень проверенных организаций, поддерживающих работу с
маркировкой. Там можно выбрать оператора ЭДО и тариф, который подходит с учетом
своего товарооборота. Кроме того, нужно обратить внимание на условия по
роумингу — он нужен, когда контрагенты подключены к другому сервису ЭДО.
Для производителей
Чтобы получить
коды маркировки, производителям нужен регистратор эмиссии — устройство,
работающее в связке со станцией управления заказами. Через него отправляются
заявки на сервер системы маркировки и загружаются готовые коды маркировки.
Центр развития перспективных технологий предоставляет регистраторы эмиссии
безвозмездно во временное пользование.
Станция
управления заказами — это бесплатное программное обеспечение, которое встроено
в личный кабинет участника оборота на сайте «Честный ЗНАК».
Перед заказом
кодов маркировки производитель описывает свои товары в Национальном каталоге и
получает для них глобальные идентификаторы GTIN. На основе таких кодов система
«Честный ЗНАК» генерирует коды маркировки.
Национальный
каталог — это подсистема «Честный ЗНАК». Для добавления в него описаний товаров
нужно зарегистрироваться на сайте национальный-каталог.рф и оформить членство в
Ассоциации «ГС1 Рус».
Маркировка
детской питьевой воды может производиться тремя способами:
• заказ
готовых этикеток с кодами в типографии;
• нанесение
кодов маркировки на крышку или бутылку через маркиратор при изготовлении
товара;
• самостоятельная
печать этикеток с Data Matrix и наклеивание их на товар.
При последнем
варианте требуется специальное оборудование — принтер с прямой термической или
термотрансферной печатью.
Для розницы
Основная
обязанность розничных продавцов и аптек заключается в обеспечении возможности
передавать сведения о реализации маркированной воды для детского питания. В
этих целях требуется организовать стабильное подключение кассы к интернету и
оформить договор с оператором на отправку информации в «Честный ЗНАК».
Для продажи
маркированной детской воды нужно купить:
• онлайн-кассу и
обновить ее до актуальной версии. При использовании автономной кнопочной кассы
рекомендуется заменить ее на смарт-терминал или POS-систему, поскольку на них
легче заносить товары в базу и работать с кодами маркировки;
• 2D-сканеры.
При продаже в розницу надо сканировать штрихкоды Data Matrix с бутылки, чтобы
сведения появились в чеке и были отправлены в систему маркировки. Для
считывания двумерных штрихкодов подходят имиджеры (фотосканеры) и не подходят
лазерные или светодиодные устройства. Сканер будет использоваться не только на
кассе, по и при других операциях, например, для проверки кодов маркировке при
приемке товаров, при инвентаризации и пр.;
• терминал сбора данных — используется для складского учета и проверки
маркировочных кодов вместо 2D-сканера. При использовании специального
программного обеспечения терминал можно интегрировать с программой 1С или иной
товароучетной системой;
• принтер — для печати этикеток. Он нужен в случае, когда коды маркировки, которые
нанесены при производстве, отклеились или испортились и стали нечитаемыми для
сканера. Розничный продавец не сможет продать воду без кода маркировки, а
потому его нужно заменить — то есть перемаркировать товар.
Оптовикам также
требуется такое оборудование. Исключение — онлайн-касса.
Для общепита
Кафе, рестораны
и иные точки общепита будут обязаны отчитываться о приеме воды для детского
питания и выбытии этого товара из оборота. Чтобы проверять коды маркировки, им
требуются сканеры или терминалы сбора данных. При реализации целых закрытых
бутылок нужно фиксировать выбытие кодов маркировки через онлайн-кассу. Когда в
точке общепита детская вода продается порционно в стаканах, требуется сообщать
о выводе из оборота в личном кабинете на сайте «Честный ЗНАК». Для обычной воды
это делается с отметкой «Для собственных нужд».
Все участники
оборота должны будут вести учет товаров — объемно-сортовой или поштучный. При
первом варианте в УПД проставляется общий код коробки и количество товаров в
партии, а при втором — код маркировки каждой бутылки.
Чтобы
автоматизировать этот сложный процесс учета, рекомендуется использовать
специальное программное обеспечение, к примеру, на базе 1С. Магазинам подходит
1С:Розница 3.0 — программа интегрирована с «Честный ЗНАК» и дает возможность
напрямую передавать информацию в систему маркировки.